a_bakulin

6 дней на Афоне. День 5 - м. Дионисиат

В Великую Пятницу, попрощавшись с Панагией, приютившей меня на ночь, я отправился в путь-дорогу к последней обители-приюту моего паломничества - в монастырь Дионисиат.

монастырь Дионисиат

Упустил в изложении предыдущей записи несколько слов об устройстве Панагии, поэтому изложу в этой статье.

Панагия

Для ночёвки в Панагии паломникам отведена специальная комната, в которой есть двухъярусные кровати. Практически на каждом спальном месте имеются матрасы, еще в комнате есть несколько спальных мешков. Во время пребывания в м.Иверон «бывалые» паломники поведали мне о том, что пользоваться вышеперечисленной утварью не стоит, так они кишат клопами. Я спал в собственном спальном мешке на имеющемся в Панагии матрасе. Клопами покусан не был. Поэтому - подтвердить наличие живности не могу.

моя трапеза

Помимо спальной комнаты на Панагии имеется трапезная комната , в которой имеется:

-несколько довольно больших столов,

-небольшой колодец с питьевой водой,

-камин,

-остатки еды, специй от паломников,

-оставленные газовые баллоны (совет: не забудьте положить в рюкзак горелку для баллона)

Также несколько кроватей и столов имеется «на свежем воздухе». Мне очень хотелось переночевать с видом на побережье Афона, но холод и порывистый ветер приказал идти в келью.

маршрут от Панагии до Дионисиата

Проснувшись, перекусив сухофруктами и водой, около 8-00 утра я отправился в дорогу.

Афон в лучах солнца

Спуск до источника шел по той же тропе, что и подъем от него. За время спуска я несколько раз проехался по подвижным камушкам тропы ногами вперед, поэтому спускайтесь аккуратнее и не спеша.

Стоит использовать специальную предназначенную для походов обувь (на мне были треккинговые ботинки),

Тропа

так как не один раз я слышал от паломников о печальных судьбах их «неубиваемых кроссовок» при посещении вершины Святой Горы.

На спуск от Панагии до источника у меня ушло 1ч 20 мин пути.

У источника я сделал привал, напился воды, наполнил ею опустевшие бутылки.

Тропа на спуск

У меня было с собой 2 бутылки по 0.75 - мне показалось, что это оптимальное количество и объем емкостей для питья, так как их удобно разместить снаружи рюкзака.

Там же я встретил группу паломников из Москвы (они были почему-то рады узнать, что я их земляк), державших свой путь на вершину. Подсказав им правильное направление движения, мы разошлись.

Указатель на скит св. Анны и м. Святого Павла

От источника до скита св. Анны вела не менее крутая тропа. Сколько усилий было затрачено на сооружение всех этих ступеней, троп от побережья полуострова и практически до вершины Святой Горы! Мне остается только удивляться и начинать осознавать свою физическую немощность.

тропа к Анне

По дороге до св. Анны я встретил паломника-гражданина Эллады, мы немного пообщались и разошлись: я - к подножию, грек - к вершине Горы.

Ведь паломничество — это не только целенаправленное путешествие к святым местам и мощам, но и сопутствующие дороге размышления, абстракция от житейской суеты, знакомства с паломниками, являющимися не всегда нашими единомышленниками. Ни одна книга не сможет вместить в себя столько влияющей информации, сколько может дать всего лишь одна встреча, зачастую неожиданная, с незнакомым человеком.

скит
Вертолетная площадка
Таксофон

Дорога от источника до скина Святой Анны заняла у меня ровно час. Скит Святой Анны (или Агиа Анна) для большинства паломников является отправной точкой при подъеме на Святую Гору. У Агиа Анны есть причал, у которого делают остановку суда (катера, паромы), идущие по регулярному маршруту п. Дафни - м. Великая Лавра.

Скит довольно большой: имеет даже вертолётную площадку и !таксофон! (см. фото слева). Одна из ступенек восходящей  бетонной лестницы, начинающейся у причала на несколько минут мне заменила лавку, на которой я отдохнул перед дорогой до следующей моей промежуточной остановки - монастыря Святого Павла.

Ворота

Дорога на монастырь начиналась с ворот с указателем! Обычно такие ворота, да еще и с замком ставятся с целью запретить дальнейший проход, но только не на Афоне.

Открыв ворота, а потом закрыв их за собой (что и следовало сделать, исходя из содержания текста таблички, см. фото слева), я, следуя указаниям навигатора, пошел дальше.

Красивая кошечка и мусор

Что хочется сказать: не всегда навигатор предоставляет актуальную информацию о дорогах. В итоге тропа (согласно маршруту на карте) вывела меня в тупик в виде самодельного забора из проволоки вблизи свалки из мусора, рядом с которой ходила немного чумазая, но очень красивая белая кошечка.

Мулы

Не сразу я нашел правильную тропу, выбор куда пойти был велик из-за наличия развилок из тропинок. Очень обрадовался, когда увидел человека верхом на муле, ведущего еще одного за собой. Обратился я к нему по-английски (он был далеко не греческой национальности) с просьбой указать правильную дорогу до м. Святого Павла. В ответ я услышал: "One mule to St. Paul?" (Один мул до св. Павла?). После чего я пошел искать дорогу самостоятельно.

Кстати, недалеко от Агиа Анны расположен загон для мулов и жилища для ребят-владельцев ушастых зверьков.

От скита св. Анны до м. Святого Павла вела холмистая грунтовая тропа вдоль побережья полуострова.

Скиты в солнечный полдень

В это время было довольно жарко, солнце поднялось высоко над горизонтом и пекло уже сильно. Спасало то, что я был в тельняшке с рукавами. Кепку я с собой забыл взять в паломничество, поэтому головным убором на все время пребывания на Афоне служил капюшон пристегнутой к рюкзаку кофты-ветровки.

Вид на территорию м. Святого Павла с тропы

Как не старался я защититься от весеннего солнца Греции, но пришел в м. Дионисиат все равно обгоревшим. Поэтому позаботьтесь о защитном креме и одежде даже весной.

Еще через 1 час я был уже около монастыря Святого Павла. Эта обитель известна Российским верующим по главной святыне монастыря - Дарам Волхов, которые были подарены младенцу Иисусу.

Пределы монастыря св. Павла

(В 2014 году Дары для поклонения выставлялись в храме Христа Спасителя в г. Москве, очередь к которым даже в дождливые январские дни тянулась практически от Воробьевых гор).

Попасть в м. Святого Павла я не смог, так как его ворота были закрыты (что неудивительно, ведь была Великая Пятница).

Монастырь Святого Павла
набережная м. Святого Павла
Вид на п-ов Ситонию
Ууказатель на м. Дионисиат

Довольствовавшись лишь осмотром монастырских стен и угодий (дорога идет п периметру м. Св. Павла), я остановился на набережной монастыря, чтобы передохнуть и полюбоваться красотой монастыря на фоне гор (см. фото выше), моря и видом соседнего полуострова — Ситонию.

Тропа из былыжников

А тем временем солнце начинало печь все сильнее, поэтому скорость шагов стоило увеличивать.

Я посмотрел на навигатор, ободрился, увидев что 8,5 км из 10 я уже успешно преодолел, но смутился, когда увидел, что идти (по расчету навигатора осталось больше 1 часа). 1,5 км больше часа! Я решил, что навигатор берет с запасом и довольный пошёл дальше.

Но спустя 100 метров набережной я увидел заросшую тропу, сложенную из булыжников, которая идет под очень «хорошим» углом в гору и понял, что не все так просто, как казалось.

Высота тропы

Короче говоря, этот километровый отрезок в гору показался мне еще более тяжелым, нежели последние метры подъема до Панагии. Если при восхождении на Святую Гору я останавливался раз в 100-200 метров, то здесь (с учетом сложности рельефа тропы) я отдыхал каждые 30 шагов. В итоге, перекрестившись и поклонившись воротам м. Дионисиата, в архондарик я заходил с дрожащими ногами.

Увидев меня, мне сказали, что мест нет. На что я ответил, что бронировал ночлег по телефону. После чего меня старший архондаричий повел к шкафу с бумагами, откуда достал листок и попросил показать себя в списке. Свою фамилию, я не увидел, но что-то похожее на нее обнаружил и указал архондаричему. Убрав листок обратно в шкаф, мне сказали: «No problem» и велели посидеть рядом с другими прибывшими паломниками для ожидания заселения.

около м. Дионисиата

Во время ожидания заселения по сложившейся традиции младший архондаричий принес мне небольшой поднос с угощениями, на котором был стакан воды, кусок розового лукума и рюмка узо.

В комнате меня заселили с 5-ю паломниками, 4 из которых были из Молдовы, последний — из Румынии. С одним из «соседей»  — Сергеем я был на Панагии.

Около 15-00 все паломники были приглашены на богослужение с выносом Плащаницы. В ходе службы архимандрит монастыря осыпал плащаницу лепестками цветов из 3-х корзин. После чего я вместе со всеми паломниками по очереди приложился к плащанице и мощам.

После богослужения мы были приглашены на трапезу. Трапеза не оказалась скудной, как я рассчитывал, на столах были: рисовый суп, оливки, хлеб , вода.

Закат над побережьем Афона

Вечером я вышел на причал, чтобы провести время до захода солнца в раздумьях с видом на чудесный Афонский закат, который так же сильно потряс своей красотой, как и в первый раз на Афоне.