a_bakulin

6 дней на Афоне. День 4 - гора Афон

Ранним утром Великого четверга, покинув Великую Лавру в 8:15, я отправился к самой высокой точке полуострова, вид на красоты склонов которой открывался мне практически на всем протяжении пешего паломничества.

На вершине Святой Горы

Святая гора Афон расположена в южной материковой части полуострова и имеет высоту 2033 метров над уровнем моря. Фотографии Святой Горы приводились в предыдущих частях этого цикла статей, поэтому в этом повествовании я решил обойтись без фото г. Афон. Базовой конечной точкой маршрута стала келья Панагия, расположенная на высоте около 1500 метров.

Маршрут до Панагии

Весь маршрут до можно разделить на 2 кардинально отличающихся друг от друга участка: первый — от Лавры до источника, второй — от источника до Панагии.

За пределами Великой Лавры

Первый участок маршрута представляет собой тропу, проложенную по лесу. Практически все время тропа идет в подъем. Ландшафт тропы — разнообразный: земля, камни, местами ручьи, положенные ветром кустарники и деревья с торчащими корнями. Такое разнообразие не дает паломнику заскучать (как в случае, когда маршрут идет по автомобильным дорогам).

Тропа до источника

Несмотря на относительную сложность перехода, силы мои не иссякали. Временами, даже, хотелось бежать — таким сильным было мое желание поскорее вступить на Святую Гору и прибыть в келью.

Стоит отметить, что по преданию сама Пресвятая Богородица восходила до места, на котором в настоящее время располагается келья Панагии. В честь Святой Девы и назвали эту келью (греч. παναγία — «всесвятая»).

Подумайте только, келья находится на высоте 1500 метров! А во времена пребывания Богородицы практически не существовало никаких проложенных троп по Святому полуострову!

Небольшая змея на тропе

Каким не только духовным, но и физическим потенциалом обладали христиане первых веков!

Кроме разнообразия флоры на полуострове можно обнаружить и разнообразие фауны. К примеру, на этом переходе я увидел двух небольших змей, переползавших тропинку (см. фото слева).

Указатели

Поскольку даже такие небольшие змеи могут оказаться вполне опасны при встрече с человеком — путникам настоятельно рекомендуется использовать палки или посохи не только для помощи при восхождении, но и для отпугивания змей. В моем случае сработало — змеи укорили свои телодвижения и убрались прочь.

На всем маршруте до панагии присутствуют указатели, но все равно имеет место риск на время заблудиться и потерять лишний час-два (а это, как я убедился, общаясь с паломниками, имеет место быть).

Табличка, адресованная "паломникам"
Известные "ступеньки" в гору

Печально осознавать, что с развитием и становлением доступным транспорта между странами, появлением автомобильных дорог на полуострове, Афон становится, а может быть и стал объектом туризма, а не паломничества. Об этом, на мой взгляд косвенно свидетельствует табличка, содержание которой адресовано в первую очередь — российским «паломникам» (см. фото слева).

Второй участок маршрута (от источника до Панагии) представляет собой крутой подъем в гору по каменистой тропе. Не стану скрывать, что этот участок стал для меня самым тяжелым из всех, пройденных по Святому полуострову. Останавливаться для восстановления сил мне приходилось практически каждые 100-200 метров дороги. Трекинговые палки очень хорошо разгружали уставшие ноги не только во время движения, но и во время отдыха, так как садиться и вставать, имея за спиной походный рюкзак весом около 20 кг — не самое удачное решение.

Виды вокруг на остановках

Хочется отметить, что для комфортного подъема от скита св. Анны до Панагии доступны услуги по транспортировке паломников, а также их вещей с помощью мулов. Стоимость «аренды» одного мула — около 100 евро за подъем.

Помимо отдыха на остановках можно полюбоваться потрясающими видами на горный массив полуострова, на морскую гладь, расчерченную волнами от паромов, катеров и рыболовецких судов.

Указатель напраления и текущей высоты (1050м)

По мере подъема взору  паломника представляется изменение растительности — постепенное уменьшение плотности зеленой поверхности.

На многих указателях можно увидеть оставленные паломниками небольшие иконки Пресвятой Богородицы. Так сильно почитается Небесная Царица!

И еще один указатель высоты

Все меньше остается сил с каждым шагом, дыхание сбивается, оно и пульс становится учащенным, возможно, высота в какой-то степени тоже дает о себе знать. В такие моменты губы сами начинают прославлять всех Святых в молитвах. На ум начинают приходить различные духовные песни и песнопения.

Первый заснеженный участок Горы

Со временем становится холоднее и видны первые заснеженные участки (см. фото справа). Это был первый снег, который я увидел на территории Греции. И опять в данной ситуации помоги палки — с их помощью «прощупывается» снежный покров на предмет наличия под ним различного рода расщелин и иных пустот.

Вместе с первым снегом я увидел и долгожданную Панагию в лучах апрельского солнца.

Дорога от источника до Панагии заняла у меня ровно 1,5 часа. Суммарное затраченное время на переход от Великой Лавры до Панагии составило около 5,5 часов.

Панагия

На панагии я встретил компанию иностранцев, с которыми плыл на пароме из п. Уранополиса. В беседе они сообщили, что пытались подняться на пик святой Горы, но решили не рисковать и вернулись обратно из-за заснеженности тропы. Также указали на то, что подниматься стоит по левому склону горы, так как он менее заснежен и в-целом, удобнее для подъема.

Вид из Панагии

Сбросив с плеч рюкзак, перекусив сухофруктами, напившись вдоволь воды, сделав получасовой отдых сидя на скамейке, я в компании двух ребят из Москвы начал подъем на Святую гору. Преодолеть предстояло 500 метров высоты по каменистому склону. По дороге мы общались друг с другом, обсуждали цели паломничества, ожидания и текущие реалии.

Левая и правая часть склона
Виды с вершины
Вид с вершины

Самыми трудными оказались последний 100-200 метров пути, так как взобраться на вершину с левого подступа не удалось из-за опасного заснеженного рельефа около вершины. Из-за этого пришлось немного обойти подножие вершины в восточном направлении. Но, в итоге, поиграв в альпиниста, я взобрался на вершину.

На вершине расположен храм Преображения Господня. Это греческий храм, относящийся к юрисдикции Великой Лавры. На месте храма раньше располагался русский храм, построенный в 90-е года XIX столетия. Но в начале 10-х годов нашего столетия на месте старого храма был отстроен новый. (Более подробно об этом: http://afonit.info/biblioteka/russkij-afon/russkij-khram-preobrazheniya-na-vershine-afona).

Колокольня храма Преображения

Храм был закрыт, но это не помешало помолиться около него, позвонить в колокола.

С приближением к вершине Святой Горы ветер усиливался. Поэтому я был очень рад тому, что оделся довольно тепло для подъема, хотя в начале подъема от Панагии жалел об этом, так как было весьма жарко.

Паломники греются у камина в Панагии

К моему удивлению спуск с горы оказался более опасным, нежели подъем из-за наличия неустойчивых камней. Из-за них я пару раз увидел свои ноги впереди себя в лежачем положении.

Подъем на вершину занял у меня около 1 часа. Спуск прошел быстрее — примерно 40 минут.

По прибытии в панагию я в компании с паломниками из Москвы (5 человек) потрапезничали морепродуктами, сухофруктами, чаем, кофе.

К вечеру температура на панагии сильно опустилась и мы, растопив камин, принялись греться около него и готовиться ко сну в спальных мешках.